Программа школы

Инженерно-конструкторская школа в ВДЦ «Орленок», осень 2016 года

Краткое расписание инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее»

Название этапа Даты проведения
Открытие школы, презентация образовательных программ, презентация команд    07.10.2016
Установочный доклад по работе школы.
Сессия стратегического сценирования - социокультурные вызовы отраслей.
09.10.2016.
Проектная работа по направлениям, работа в мастерских и лабораториях 10-23.10.2016.
Выставка инженерных проектов 24.10.2016
Презентация финальных докладов 25.10.2016
Церемония закрытия. Награждение участников. 25.10.2016

Полный календарь школы

Образовательная программа школы

Программа Всероссийской инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее» будет реализована во Всероссийском детском центре «Орленок»  с 6 по 26 октября 2016 г.

В ней примут участие 150 детей более чем из 40 регионов Российской Федерации.

Участниками программы станут победители Всероссийского конкурса региональных молодежных проектов «Система приоритетов», победители конкурсов-партнеров и инженерной олимпиады «Звезда», дети из подшефных образовательных организаций компании РТИ.

Направленность работы:  техническая и естественнонаучная.

Формы занятий и способы их организации.

Занятия организованы в форме проектных сессий. Первый день – период интенсивного обучения, когда происходит ввод участников в тематику смены (введение в понимание комплексных проектов технологического развития). Занятия проводится для всего потока (150 детей) и по трем направлениям по 50 человек (попеременно) по 4 уч. часа до обеда и по 4 уч. часа во второй половине дня с перерывами. Идет чередование пленарных заседаний и групповой работы.

После запуска образовательного процесса (3 дня) работа продолжается по трем направлениям: «Космос», «IT и телекоммуникации», «Энергетика». В формате проектных сессий дети работают по 3 направлениям по 50 человек – 4 уч. часа до обеда. В формате мастерских и лабораторий дети распределяются в 8 ресурсных центров по 4 уч. часа после обеда.

Аннотация ключевых направлений:

Космос – определение технологической повестки России на мировой арене – создание следующего международного проекта (сотрудничество после МКС); рассматриваются проекты в области освоения дальнего космоса и околоорбитного пространства – спутниковые группы, дистанционное зондирование Земли и коммерческие спутники.

IT и телекоммуникации – вопросы о безопасности данных в новом технологическом укладе; проектирование сервисов в области телемедицины и обеспечения безопасности.

Энергетика – вопросы освоения территорий, через решение задач будущего энергетики с точки зрения технологий Smart Grid (ВИЭ, распределённая энергетика), а также возможностей России в несырьевой экономике и складывании нефтехимических компетенций (биополимеры, увеличение глубины переработки, и пр.)

Занятия длятся по 4 учебных часа с установленными перерывами и сменами форматов (групповая работа, пленарное заседание). В конце второй недели происходит защита проектов участников. Форма – выставка инженерных изделий и итоговая конференция с участием экспертов.

В рамках базового процесса запускается 8 (по 18-20 детей в каждой) мастерских и лабораторий, которые работают в послеобеденное время.

Список ресурсных центров:

·        3D-моделирование и быстрое прототипирование;

·        Интернет вещей;

·        Робототехника и электроника;

·        Smard Grid, технологии распределенной энергетики

·        Тонкие химические технологии

·        Ракетостроение  

·        Спутникостроение

·        Кибермедицина

Также, в послеобеденное время и в выходные дни для участников проводится:

·        экскурсии на профильное предприятие в регионе

·        лекции экспертов

·        экспертиза проектов представителями инновационных компаний.

Дети проходят обучение в ресурсных центрах в течении 4 учебных часов в соответствии с расписанием. Результаты работы в ресурсных центрах презентуются на выставке «Юниор-экспо», которая проходит в конце смены.

Досуговая программа предполагает:

·        обязательные вечерние встречи по отрядам, включающие обсуждения результатов учебного дня, состояния взаимопонимания в командах; 

·        киноклуб, спортивные игры и  тренинги по командообразованию;

·        традиционный «вальсовый вечер» и общий день рождения смены.

Содержание работы, структура школы.

Структура школы определяется пониманием того, что же такое проект. Он является центром образовательной технологии, лежащей в основе школ «Лифт в Будущее». Под проектом понимается та инициатива, которая направлена на преобразование социокультурной реальности, решение актуальной проблемы, поиск ответа на некоторый вызов, который лежит в отдельной отрасли, либо определяет дальнейшее развитие страны в целом. Такой социокультурный вызов напрямую определяет, какое место страна займет на международной арене – экономическое, политическое, культурное, технологическое.

В настоящей школе фокус внимания направлен именно на технологическое развитие страны. Базовой единицей технологического развития являются производства – готовые внедрять те или иные технологии, предлагать инновационные продукты на рынок. Поэтому, для того чтобы порождать реальные проекты и инициативы, которые могли бы стать основой развития, опережающего движения, перехода на новый техно-промышленный уклад, учащиеся вплотную работают с рисками и возможностями производств и компаний и входящих в состав ФВК «Система», и являющимися внешними по отношению к ней. Это позволит создать актуальное для рынка решение и введет учащихся не только в стратегический контекст опережающего развития, но и задаст рамку локальных шагов и под конкретного заказчика.

Отметим, что именно исходя из запросов компаний АФК «Система», включенных в подготовку и проведение инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее», формировалась логика работы в трех областях – развитие в области космических технологий, энергетической промышленности, ИТ и телекоммуникаций.

Структура школы включает в себя три согласованно функционирующих пространства с определенными типами деятельности в них:

·        Проектные Офисы. Здесь учащиеся работают с непосредственным пониманием самого проекта. Как он решает проблему отрасли? Как он повлияет на жизнь людей? Кто выступит заказчиком такой инициативы, и на базе какого предприятия или объединения предприятий возможна реализация проекта? Важной частью разработки такой «упаковки проекта» является понимание конъюнктуры реального рынка, его игроков, понимание политической ситуации, конкурентной среды, трендов технологической политики и пр.

·        Ресурсные Центры (научно-технические мастерские и лаборатории). На базе таких центров учащиеся работают над инженерными изделиями, разбираются в научном знании, стоящем за ними, осваивают инженерный тип деятельности. Продуктом ресурсного центра является макет, прототип или действующий образец будущего изделия, а также исследование лежащие в основе его работы.

·        Конструкторские Бюро. На базе КБ учащиеся складывают комплексную инженерную систему. Для того, чтобы отдельный продукт мог быть представлен не только в лаборатории, но был запущен в эксплуатацию, необходимо спроектировать целый комплекс решений: производственных, инфраструктурных. Именно здесь прототип превращается в систему, готовую для внедрения в существующие структуры.

Работа всех трех пространств сопровождается постоянной методологической поддержкой, а также поддержкой экспертов не только из компаний, потенциальных заказчиков решений, но и из институтов образования, науки, бизнеса и государства. Это позволит создать комплексный проект вокруг уникального решения, а также введет школьника в реальное проектирование. Таким образом, совместно с ведущими инженерами, экспертами в своих областях, носителями прорывного знания, участники будут искать ответы на вопросы, для которых в мире еще нет однозначного решения, будут анализировать существующие мировые практики и искать основу для конкурентоспособного решения в области реальных проблем.  

Такая работа нацелена на появление компетентных кадров, способных предлагать уникальные, и что самое главное комплексные решения реальных проблем.

Отсюда формируется центральная идея школы - развитие компетенций будущих системных инженеров и технологических менеджеров, способных совместно создавать и внедрять не отдельные продукты, а комплексные инженерные сетевые инфраструктуры.

Введение в понимание комплексных проектов технологического развития.

На старте работы школы участники вводятся в понимание мировой технологической повестки. Как сейчас развиваются технологии и какие тренды наиболее актуальны? В чем сложности внедрения технологий? Почему так много уникальных идей на уровне лаборатории, но они так и не используются людьми? Почему с момента научных открытий новых возможностей до получения конкретного продукта может пройти несколько веков? Кто занимается внедрением технологий и как стать таким специалистом?

Ответы на все эти вопросы ориентируют учащегося в представляемой структуре школы – важности тщательной проработки продукта, проектирования комплексных систем вокруг продукта – инфраструктурной, производственной, научной, образовательной, а также важности складывания новых рынков и работы с существующими в международном контексте.

Методически, введение в работу школы задает понимание общего пространства для учащихся трех направлений – вызова в области технологий, тех сложностей, которые будут стоять перед каждой проектной командой школы.

Установочный доклад читается на весь поток школы.

Сессия стратегического сценирования - социокультурные вызовы

Участники распределяются на 3 направления по 50 человек.

В рамках работы сессии, учащиеся должны проанализировать, в чем состоит социокультурный вызов (влияющий на уклад жизни простых людей) для каждого из направлений - в области энергетики, космоса, информационных технологий и телекоммуникаций. Для этого, на первом этапе школьники должны зафиксировать стратегический тренд на развитие предлагаемых к анализу отраслей.

Ведущие эксперты в области энергетики, космоса и телекоммуникаций открывают работу направления через фиксацию основных вызовов в каждой отрасли. Например, основной вызов работы энергетических систем лежит в освоении территорий – там, где нет электричества, нет жизни.

В области космоса основные вопросы лежат в складывании международного технологического развития для расширения горизонтов возможностей человечества: какой проект - следующий после МКС?  

Информационные технологии – это всегда вопросы безопасности - современные технологии представляют массу возможностей для быстрой разработки инновационных решений, однако, как они влияют на нашу жизнь?

По итогам освоения материалов лекций, все три повестки снова представляются участниками в общем пространстве (150 человек). Это позволяет создать понимание того, что решение проблем разных отраслей должно вестись параллельно, т.к. освоение космоса невозможно без развития энергетических систем, систем связи; а появление новых решений для энергетики и информационных технологий невозможно без международного сотрудничества в области самых что ни на есть прорывных технологий – космических.

Проектная сессия: существующие мировые технологические решения и анализ их ограничений

Проектная сессия представляет собой более детальный анализ ситуации трех отраслей – энергетика, космос, информационные технологии и телекоммуникации. На этом этапе учащиеся подробно разбирают проблемы, мешающие ответить на социокультурный вызов - анализируют существующие мировые практики в области разрешения таких проблем, фиксируя их ограничения.

В завершении работы этапа, учащиеся совместно с экспертами выбирают направление для дальнейшей проработки - какую локальную проблему они попытаются решить в течение школы и с помощью какой технологии.

Определение тематики будущего проекта (технологии, стоящей за решением) длится 2 дня в рамках направления и проводится в формате чередования работы групп и пленарных заседаний. 

В завершение определения тематик проектов (по 2 проекта на направление) проводится пленарное заседание в общем пространстве школы (150 человек).

Работа Проектного офиса, Конструкторского Бюро и Ресурсных Центров.

Знакомство с возможностями Ресурсных Центров и создание технического задания на инженерное изделие.

В рамках первого этапа основного блока школы – работы трех пространств, учащиеся вводятся в содержание возможностей Ресурсных Центров для того, чтобы определить какой продукт они смогут представить на финале школы в логике реализации своих проектов. 

Далее, уже в пространстве направления (работа ПО и КБ), проектные команды (2 по 25 человек) вводятся в культуру создания технического задания на такой продукт, что станет их руководством для работы в РЦ до конца школы.

Параллельно с этим, проектные команды должны представить образ системы – среды работы продукта – разработать требования о том, что она должна делать, как она должна работать, и из чего состоять.

Например, если мы проектируем фильтр для очистки нефти, мы должны создать не только техническое задание для его исполнения «в железе», но и задать требования ко всей установке для очистки нефти в целом. В ином случае, наше ТЗ может быть некорректным.

Таким образом, по итогам первого этапа участники выдвигают требования к комплексной системе и совместно с руководителями КБ, РЦ, ПО создают техническое задание на элементы системы (инженерные изделия).

Методика работы Проектного офиса, Конструкторского Бюро и Ресурсных Центров.

В первой половине дня, учащиеся в рамках одного направления делятся на две части – тех, кто работает в Проектном офисе (20 человек) и тех, кто работает в Конструкторском бюро (30 человек). Работа ПО и КБ в свою очередь строится по схеме чередования работы групп (2 по 15 человек и 2 по 10 человек, соответственно) и внутренних пленарных заседаний. Раз в два дня проводятся общие пленарные заседания направления – на 50 человек с целью обменяться пониманием движения по созданию комплексной системы и инфраструктурных и технологических решений под нее.

Заключительным образовательным этапом школы станет проведение выставки разработанных инженерных изделий (результат работы Ресурсных центров) и представление работ всех трех направлений - 6 комплексных проектов (общего продукта Конструкторских бюро и Проектных офисов).

В рамках школы проводится входная и выходная диагностика предметных и метапредметых способностей участников.

Ресурсные Центры:

Энергетика

·        Smart Grid, технологии распределенной энергетики

·        Тонкие химические технологии

 Космос

·        Ракетостроение  

·        Спутникостроение

 Информационные технологии

·        Интернет вещей

·        Кибермедицина

 Общий доступ

·        3D – моделирование и прототипирование

·        Робототехника и электроника