Дневник инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее» в Томске. День шестой.

17.07.2017


Незаметно школа достигла своего экватора, и настал час икс для первых презентаций проектов экспертам и друг другу. Выступающим за 5 минут нужно было рассказать о том, как их решение позволит реализовать миссию на Марс, и ответить на вопросы коллег из других лабораторий. Экспертами сессии выступили руководитель департамента образовательных программ «Лифт в будущее» Елена Клепикова, руководитель образовательной программы Марианна Белинская и руководитель воспитательной программы Александр Чикуров.

Первый проект «Программный комплекс планирования, контроля и потребления ресурсов», который представила лаборатория «IT». Программа, которую создают ребята, позволит планировать жизненно важные ресурсы — воду, кислород и еду, а также регулировать их потребление во время полета на Марс. Разработанная система принятия решения будет помогать космонавтам в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Лаборатория «Биомедицины» работает над 3 проектами.

Представьте, что миссия может быть под угрозой, если один из космонавтов является носителем опасного заболевания. Для выявления вирусов, которые находиться в латентном (спящем) состоянии нужно проводить дополнительные исследования. Портативное устройство для определения антител аденовирусной инфекции, по замыслу разработчиков, станет аналогом существующих лабораторных исследований.

Проект «The Space Food» обеспечит пищей будущих покорителей «красной планеты». Изучив возможные варианты, ребята предложили выращивать на Марсе картофель, морковь, капусту, горох и бобы. Коллеги-робототехники помогают им разрабатывать трехуровневую теплицу, которая позволит создать 3 микроклимата.

В поисках альтернативного источника белка еще одна команда лаборатории предложила создать замкнутую систему выращивания хлореллы и грибков. По мнению ребят, водоросль можно будет использовать не только в питании, но и как сырье для лекарств, в качестве удобрений. Микопротеин станет достойным заменителем мяса с высокой скоростью воспроизводства.

Лаборатория «Новые материалы» разрабатывает строительный материал для Марса. Школьники уже подготовили 6 составов, которые предстоит испытать на прочностные характеристики и теплостойкость. Разработанные технологические карты команды помогут воссоздать производство строительных материалов на месте.

Лаборатория «Энергетики» должна обеспечить электричеством все объекты будущего поселения. Основные источники энергии, которые предлагают «лифтята», — ветрогенераторы, солнечные батареи. Также команда рассматривает возможность развития атомной энергетики. Важно не упустить потребность других групп в энергетических мощностях.

Определить месторасположение будущего поселения поможет решение лаборатории «Космос». Проанализировав существующие способы исследования поверхности планеты, участники решили создать зонд и марсоход.

Помимо разработки космической станции и зонда команда работает с запросами коллег из других лабораторий: уточняет состав почвы для возможности создания стройматериалов, определяет источники воды для выращивания пищи, наличие полезных ископаемых, которые можно использовать для нужд энергетики. Активно помогают другим командам и представители лаборатории «Робототехники»: они отвечают за автоматизацию процессов «умных теплиц», работу альтернативных источников энергии.

Так участники школы #лифтвбудущее учатся не только формулировать инженерные задачи, но и следовать техническим заданиям, подготовленным другими ребятами.

Презентации завершены. Работы много, да и «Юниор-Экспо» уже совсем скоро!

Участникам предстоит учесть комментарии коллег и экспертов, а также решить вопрос трансфера технологий. Важно понять, где на Земле можно применить предложенные технологии уже сейчас, чтобы заработать деньги на будущую миссию.