Дневник инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее» в Томске. День пятый.

16.07.2017


Для марсианской миссии лаборатория «Новые материалы» разрабатывает специальный строительный материал. Ребятам еще предстоит исследовать, можно ли будет из марсианского песка делать кирпичи и чем скреплять возводимые конструкции. Но у них уже есть гипотезы относительно рецептуры. Проверить свои идеи команда приехала в Томский государственный архитектурно-строительный университет.

Точный расчет пропорций, подбор и подготовка компонентов, правильный замес. Все сделано самостоятельно, но под чутким контролем доцента кафедры «Строительный материалы и технологии» Алексея Стешенко. Всего участники подготовили 6 составов, используя различные компоненты, например, нанотрубки. Теперь образцы должны высохнуть, после чего ребята будут проводить их испытания на прочность, теплопроводность и др.

Вот что рассказал участник школы Александр Горбатов (г. Челябинск):

Мы попытались изготовить материалы, которые будут аналогами или уже готовыми материалами, которые можно производить на Марсе. В лаборатории ТГАСУ нам очень понравилось, потому что была возможность сделать все самим.

Александр победил в заочном этапе конкурса «Система приоритетов» с проектом по переработке металлургического шлака. Из нескольких предложенных вариантов он выбрал межрегиональную инженерно-конструкторскую школу в Томске, поскольку здесь есть направление материаловедение.

В итоге участники лаборатории «Новые материалы» должны будут описать весь технологический процесс производства, чтобы на Марсе точно могли воспроизвести их решение.

А также в пятый день работы школы руководитель образовательных программ Марианна Белинская и руководители лабораторий школы провели для ребят игру по технологическому предпринимательству «Куры, деньги, три стола».

Формат игры позволяет быстрее понять цепочку жизненного цикла технологии — НИР, конструирование, испытание, опытный образец, патент, бизнес-схема, промышленный образец, производство, продажа, сервис, ликвидация.

В этот раз за победу в игре боролись 8 команд: «Буйный чайник», «Факел и щит», «Особенные», «Арбита счастья», «Исеккеррр», «Барсик», «Опытный образец» и «Бесконечность».

В игре был описан реальный кейс использования амаранта как высокоэффективной кормовой добавки для кур. На старте на счет каждой команды были «зачислены» 100 баллов. Самое главное — выполнить все правила игры, дать обоснованные ответы на непростые вопросы. Решения, которые принимали участники, либо приносили прибыль, либо расходы.

Что делать, если для создания рабочей формулы корма нужно провести исследования в других областях знаний? А если опытный образец попадает под уже существующий зонтичный патент? Как быть, если результативность разработанного корма очень разная среди потребителей?

Команда «Опытный образец» прошла все этапы игры быстрее всех и получила бонусные баллы. Но временной отрыв и дополнительные 30 баллов не принесли победы. Заработав 130 баллов, безоговорочную победу одержала команда «Бесконечность».

Помимо развития инженерных компетенций наша школа также учит, как стать успешным технологическим предпринимателем.